Как мотивировать ребенка: ТОП-7 эффективных методов без криков и наказаний
Источник материала
Ольга Згордан, психолог, тьютор и профориентолог в онлайн-школе «Фоксфорд», рассказывает, что один из самых частых запросов психологу от родителей — это восстановление утраченной мотивации. «Ребенок не хочет учиться или не хочет вообще ничего, что с этим делать, как помочь? Заставляем, угрожаем, умоляем — ничего не действует, хотя раньше был такой послушный…».
Правильно установленная причина таких изменений поможет разобраться в ситуации максимально результативно. Эксперт перечислила основные факторы, влияющие на мотивацию.
1. Мотивация всегда исходит из личного интереса ребенка: если он заинтересован, вовлечен в процесс, то дополнительной стимуляции со стороны взрослого не потребуется. Если же интереса к деятельности нет, то и собственной внутренней мотивации не будет. Да, можно применить различные способы внешней мотивации со стороны родителя или педагога, но эффект будет временным и краткосрочным.
— В подростковом возрасте именно внутренняя мотивация выходит на первый план, поэтому ребенок будет из протеста отторгать все, что предлагают взрослые. Привычные обещания «закончишь год на отлично и получишь новый гаджет» уже не сработают. Тем более подросток будет протестовать против отрицательной мотивации — наказания плохо работают в любом возрасте. Поэтому в случае отсутствия интереса основная задача — восстановить или сформировать его заново, — объясняет Ольга Згордан.
2. Состояние здоровья ребенка сильно влияет на его мотивацию. Если он часто болеет, много пропускает, или его психоэмоциональное состояние оставляет желать лучшего, то не нужно требовать от него больших результатов. Необходимо в первую очередь привести состояние всех систем организма в порядок, и только после этого переходить к вопросу мотивации.
— Также важно учитывать и нагрузку ребенка: от постоянных перегрузок быстро наступает истощение, которое мешает нормальному функционированию механизма мотивации, — добавляет эксперт.
3. Нужно учитывать особенности нейроотличий, если они имеются у ребенка. Например, при СДВГ нарушена работа дофаминовой системы. Именно дофамин отвечает за возникновение и поддержание интереса и мотивации.
— Необходимо сначала понять, как работает этот механизм в случае конкретного нейроотличия, какие есть нюансы, и только потом выстраивать алгоритм действий по поддержанию мотивации, — уточняет Ольга Згордан.
4. Нужно понять, нет ли у ребенка мотивации на избегание неудач. Обычно она формируется, когда часто ругали, наказывали и заставляли. Ребенок в результате просто боится что-либо делать самостоятельно, ждет помощи, либо не делает вообще ничего.
— В этой ситуации необходимо менять систему воздействия на ребенка: перестать применять дисциплинарные меры, а наоборот, поддерживать исключительно положительным подкреплением, — советует эксперт.
Также Ольга Згордан дала совет, как не навредить ребенку в попытках формирования и поддержания мотивации:
— Основное правило — не перегибать и не настаивать. Психика ребенка, особенно подростка, похожа на пружину — чем больше давим, тем сильнее будет деформация и обратный эффект.
Эксперт считает, что наказания тоже не работают в долгосрочной перспективе — положительное подкрепление и позитивная мотивация будет более результативной.
— Самое простое, что можно сделать по отношению к формированию и поддержанию мотивации — лучше узнать своего ребенка. Для этого полезно будет понять, как устроена его психика, выявить сферы его интересов, возможностей и способностей, и именно из этой точки начинать действовать. Понимать, любить, хвалить, принимать любым и не пытаться переделать — самый надежный рецепт, — заключает Ольга Згордан.