Почему подростки "дружат" с нейросетями и где безопасные границы такой "дружбы"
Источник материала
Эксклюзивно для "Эдтехно" психолог и тьютор в онлайн-школе "Фоксфорд" Ольга Згордан #комментирует, почему подростки "дружат" с нейросетями и где безопасные границы такой "дружбы".
В подростковом возрасте человек находится в максимально уязвимом положении и часто пребывает в состоянии тревоги. Ему многое непонятно и интересно, а окружающие не всегда могут ответить на возникающие вопросы. Тогда ИИ становится наиболее доступным способом получить интересующую информацию (а также мнимое понимание и поддержку).
В том, что подросток обсуждает волнующие его темы с нейросетью, нет проблемы: иногда ему просто нужно выговориться без осуждения, высмеивания или обесценивания — или настроиться на разговор с семьёй или друзьями.
Проблема появляется, когда у подростка совсем нет возможности или навыков для выстраивания глубоких связей в реальности. Создаётся иллюзия, что ИИ — единственный собеседник, которому можно доверять.
Подросток отдаляется от реального мира, переключаясь на виртуальный. Но если раньше тревожность компенсировалась компьютерной и/или игровой зависимостью, то сейчас появился вариант постоянного контакта с нейросетью.
Тесная "дружба" с нейросетями — сигнал о том, что подросток не доверяет реальным людям и при общении с ними испытывает дискомфорт или сталкивается с непониманием.
В такой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок растёт и развивается, поэтому с подростком скорее всего уже не будут работать прежние форматы общения — необходимо их менять или выстраивать новые. А современным педагогам — принять, что ИИ стал частью жизни современных детей, поэтому полезно постепенно учиться этике работы с нейросетями и формировать систему безопасного взаимодействия с ними для себя и школьников.
В идеале и подросткам, и взрослым стоит обратить внимание на развитие навыков критического мышления, чтобы общение с нейросетью было только на пользу.