Что делать, если ребенок матерится
Ольга Згордан, психолог-профориентолог, тренер по развитию гибких навыков, тьютор онлайн-школы «Фоксфорд», считает, что будет неэффективно просто запретить ребенку использовать матерные слова – это только подстегнет его интерес. Дети младшего возраста даже не понимают значения ругательств и просто повторяют за взрослыми.
«В таком случае достаточно объяснить ребенку значение нецензурных слов, которые он использовал, акцентируя внимание на том, что они звучат грубо и некрасиво, а также могут ранить или оскорбить других людей. После того, как он узнает их смысл, ему самому больше не захочется их повторять», – поясняет эксперт.
Подростки чаще всего используют мат осознанно в качестве определенной инициации «Я уже взрослый, мне можно», а также для усиления своих мыслей или проявления эмоций, говорит Згордан. «Если использование мата ограничено микросредой друзей и подросток не употребляет ругательства в семье, то данную ситуацию можно рассматривать как норму. Если же мат звучит из уст подростка в доме, необходимо обозначить внутренние границы и объяснить ребенку, что в семье так не принято и что это неприятно близким людям. Такой способ сработает только в том случае, если в семье действительно больше никто не матерится», – рассказывает эксперт.
Обязательно стоит хвалить школьника за использование альтернатив в ситуациях, где он с большой вероятностью употребил бы бранную лексику. Какие бы меры ни были приняты, важно, чтобы правила в доме были одинаковы для всех, и если обсценная лексика звучит из уст родителя, то санкции касаются и его, предупреждает Згордан.
Также необходимо познакомить подростка с действующими законами — мат может рассматриваться и как мелкое хулиганство, и как оскорбление. Иногда подобные рациональные аргументы работают гораздо лучше, чем просто запреты и наказания со стороны родителей.
«Реакция родителей на ругательства в речи ребенка также влияет на то, будет ли он использовать мат в дальнейшем. Выраженное недовольство, желание пристыдить или смех со стороны родителей — явный признак того, что школьнику удалось привлечь их внимание, а значит, он сможет прибегнуть к этому же способу в следующий раз. Такого желания у него не возникнет в том случае, если родитель отреагирует нейтрально, не проявляя позитивные или негативные эмоции. В последующих случаях можно прямо спрашивать ребенка, с какой целью он использовал то или иное слово — была ли это случайность или попытка привлечь чье-либо внимание», – заключает эксперт.